?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Екатерина

Екатерина

Вся лента бурлит Стругацкими и своими впечатлениями/ощущениями/переоценками/реминисценциями.
Да так бурлит, что потянуло тоже побурлить чуток.
А то чо все про политику да про политику...
Хочется и за литературу наконец поговорить.

В детстве и юности я читала все подряд. Ну просто все, вне зависимоти от степени восхищения, понимания и приятия.
Все, что стояло в книжных шкафах дома и у друзей, и то, что удавалось найти в районных и городских библиотеках.
Тяжело шли Гессе, Джойс и Ницше, как сейчас помню.
Русская классика практически вся была нежно любима, хоть и по-разному: в детстве был обожаем и зачитан до дыр шеститомник Куприна, в юности стали нежно любимы Лесков, Чехов и Бунин, от романтического Блока через всю поэзию Серебрянного века плавно перекочевала к Маяковскому, да там сердце и успокоилось на годы.
Человеческая Комедия Бальзака была добросовестно освена вся, но не впечатлила по молодости. А вот от "Чрева Парижа", читанного в Одессе на помидорной диете я таки заработала гастрит, бо всегда отличалась богатым воображением, и километровые описания колбасных рядов меня тогда умучали натурально, в годы тотального дефицита.
Достоевского любила не всего, но "Бесы" и "Село Степанчиково" до сих пор периодически перечитываю с огромным удовольствием. У Гоголя и Пушкина люблю все без купюр совершенно - упиваюсь языком. Толстого уважаю, "Войну и Мир" обожаю, "Анна Каренина" вызывает бурю чувств, остальное - по настроению.
Отдельной статьей идут латиноамериканцы, я их лет с 14-ти осваивала, навсегда влюбилась в Маркеса, позже в Борхеса, а "Выигрыши" Кортасара помню чуть ли не наизусть.
Ну и там разнообразное: Цвейг, Моэм, Голсуорси, Стейнбек, Апдайк, Уайлдер, Голдинг, Воннегут, Камю,Фитцджеральд, Фейхтвангер, Гофман (о, романтики пошли), Дюренматт, Шварц, Брехт ... ну и весь набор стандартный библиотеки средней московской интеллигентской семьи. Потому кого забыла - не обессудьте.
Отдельной статьей шла фантастика - Лем, Азимов, Шекли (обожаю), Желязны и проч. Ну и детективы: Агата Кристи, Честертон, Хэммет, Хейли, Чейз, Френсис, Коллинз и т.д.
Это я все к чему так многословно: я много читала, много знала, более того, была у меня черта такая - начал читать собрание сочинений, так изволь закончить хоть тушкой, хоть чучелком :) Поэтому я до сих пор помню, сколько томов в каждом собрании сочинений, хотя и не помню, о чем именно тот или иной роман Анатоля Франса, к примеру. Но 31 том собрания сочинений М. Горького - отличный, кстати, писатель! - мне иногда снятся в ночных кошмарах. Перфекционизм это зло :)

Стругацких, естественно, я тоже прочитала. Все, что было напечатано к 1988 году, в том числе и почти подпольно: "Гадкие лебеди", например. И сейчас у меня на книжной полке стоит 15-титомник, наиболее полное собрание сочинений, со сценариями, разными редакциями, записными книжками и перепиской братьев. Очень интересно, между прочим, Любителям АБС рекомендую.
И вот не так давно, лет, может быть, 10 назад, я взяла да и перечитала все, что мне нравилось когда-то в юности, да и вообще втянулась и перечитала все. Обновила ощущения, так сказать.
И вот что поняла: для меня и в юности-то АБС были не из разряда "фантастика", а из разряда "литература".
И в 40 мне показалось, что они очень хорошо умели донести общечеловеческое, пусть и наивное, но очень глубокое. Потому что делали это очень искренне и талантливо. И многопланово.
Не все у них ровно, ранние повести очень "советские", но опять же очень искренние, талантливо искренние, если оценивать их непредвзято, конечно.
На мой взгляд, они мастера формы и владения словом, а я всегда на это была особенно падка: если что-то написано хорошим языком, я совершенно растворяюсь в этом обаянии и мне даже смысл написанного становится не столь важен. В этом смысле, кстати, со смертью Аркадия Стругацкого для меня закончился писатель АБС. Видимо, именно Аркадий вносил эту пронзительность и лаконичность, такую легкую грусть и тоску в их книги. Как и юмор. Но может быть я и ошибаюсь, это мои личные ощущения.
В разные годы я любила больше всего разные их повести. В юности это были "Понедельник начинается в субботу", "Трудно быть богом", "Малыш", "Обитаемый остров". Позже это стали "Улитка на склоне", "Пикник на бобочине", "Град обреченный", "Хромая судьба", "Хищные вещи века", "За миллион лет до конца света" и т.д.
До сих пор для меня истинным удовольствие явлется перечитывать три вещи: "Град обреченный", "Улитка на склоне" и "Хромая судьба". Так что вот.
Я их люблю. Я их чувствую. Они - кусочек фундамента, на котором я построила саму себя, это бесспорно.
Напоследок я хотела бы сказать: развенчивать кумиров так же опасно, как и создавать. Есть риск впасть в крайность. Будте с этим аккуратнее, друзья.
За сим заканчиваю. Извините за многабукв, был взволнован.
"Виктуар, последний раз вас предупреждаю, перестаньте бренчать!" (с, "Хромая судьба")

Posted by Екатерина Байбикова on 25 авг 2017, 09:04

из Facebook

Метки:

Профиль

katrusia_mosk
Московская Киевская
Map




Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com